вторник, 5 ноября 2013 г.

Осколки памяти: газировка

Каждый помнит напитки из детства: "Буратино", "Дюшес", "Тархун"... 
Газировка эта была непременно в полулитровых стеклянных бутылках. Честно говоря, не помню советских напитков в пластиковой таре.
Однако, несмотря на обилие стеклянных бутылок, встретить их выброшенными на улицу было практически не возможно. Гуляя по лесу, можно было изредка натолкнуться на какую-нибудь кучу мусора конечно, но стеклобоя в нынешнем количестве не встречалось.

Вспомнилось на днях, что в любом продовольственном магазине, а их в поселке помню целых два, можно было то ли три, то ли четыре пустых бутылки из-под газировки обменять на полную. Решил проверить. Погуглил.
Действительно, в 80-х гг залоговая стоимость бутылки из-под "Дюшеса" была соизмерима со стоимостью ее содержимого.

Вот, например, этикетка лимонада тюменского розлива:


Цена продукта - 15 коп. без стоимости посуды. Вместе с тарой стоимость составляла - 35 коп. Принеся в магазин в часы приема стеклотары две пустых бутылки, можно было получить бутылку лимонада. Единственное условие - тара должна быть вымыта. 
При этом водочные бутылки с длинным горлышком на лимонад не меняли.

Честно говоря, почему-то в моей памяти засела не такая пропорция (2 на 1), а скорее - 4 на 1. Это может быть связано как с памятью, так и с применением каких-либо коэффициентов при приеме, учитывающих внешние повреждения.

Почему все это начал рассказывать? Как-то однажды поприсутствовав на таком натуральном обмене, я еще долгое время замечал пустые бутылки, приносил их в сарай и готовил к сдаче. Это был своеобразный этап круговорота стекла в природе сфере потребления.
До карманных денег было далеко, я тогда еще кажется в школу не ходил. А это был своеобразный способ получить товар в обмен на труд.

Сейчас в 21 веке, проходя по улицам города, встречаю под ногами битое стекло, бесконечные поля пластика на пустыре за домом. Даже бомжи теперь не собирают тару. Общество ушло от оборота упаковки, стеклобой и пластик вывозится на полигоны ТБО.
Только 19 литровые бутыли для питьевой воды имеют залоговую стоимость и продолжают оборачиваться. Но это временно, пока не придумали более дешевую упаковку для такого объема жидкости.

Общество потребления ли менее ответственно, разнообразие рынка ли не подразумевает унификацию упаковки. Ясно одно - залоговая стоимость тары для настоящего только лишь рудимент эпохи массового потребления. Отчего-то жаль...

1 комментарий:

  1. Я имел удовольствие работать в тесном сотрудничестве с Бенджамином Ли в течение нескольких лет в качестве деловых партнеров. За время, что Бен служил в качестве ипотечного представителя для моего дома и моего финансирование бизнеса, и он помог мне закрытия кредитов, которые действительно помогли мне в моем бизнесе сегодня, мы были последовательно намного выше целей, и это может быть только связанно с Беном тяжелой работы . Я ценю вашу тяжелую работу, а также большое спасибо вашей команде за помощь в получении кредита для развития моего бизнеса. Если вы ищете ссуду в таком виде, пожалуйста, свяжитесь с г-ном Беном по адресу 247officedept@gmail.com или поговорите с ним по WhatsApp +1 --- 989-394-3740. Г-н Бен - честный кредитный специалист, работающий с огромным количеством инвесторов, готовых профинансировать любой проект. К счастью, со временем наши отношения переросли в работу, и я все еще рад называть его надежным другом.

    ОтветитьУдалить