вторник, 19 ноября 2013 г.

Грейдер-элеватор или менеджеры против механизации труда

Вообще сегодня хотел написать про свое знакомство с дорожными машинами, но перипетии обсуждения темы мигрантов внесли свои коррективы. Однако, обо всем по порядку.

Знакомьтесь, это отвал. Рабочий орган таких машин, как бульдозер и грейдер. Именно им грунт перемещается из выемок (места, где он не нужен) в насыпи (места, где его так не хватает). Только у бульдозеров отвал расположен вне рамы базовой машины, а у грейдеров - на раме.

Когда-то осенью 1998 года, не имея ни малейшего понятия о дорожных машинах и их рабочих органах, пришел я на первый курс. И на первом же занятии скучнейшей дисциплины "Введение в специальность" мне досталась тема доклада, связанная с грейдерами-элеваторами.
На этом скука закончилась. С интернетом тогда в Тюмени был швах: компьютерный клуб "21 век" еще не открыли, интернет-салон был всего один - в подвале областной библиотеки. Но бумажные книги еще пользовались популярностью.
Читательский билет, конспекты, пояснительная записка "от руки"... Спустя месяц, щурясь подслеповатыми глазами, выхожу рассказывать сотне человек о экзотическом виде техники, не не нашедшем широкого применения.
Вот он:


При сдаче текста доклада выяснилось, что переплетен он не по стандарту, но переписывать не заставили, видимо выступление все-таки удалось.

А теперь о небольшой полемике в процессе обсуждения миграционной политики. Большинство последователей жесткой миграционной политики аргументируют свою позицию последовательным снижением механовооруженности и автоматизации работ при применении дешевой рабочей силы. И тут один противник ограничения миграции в качестве аргумента сказал, что на зарплату в N тыс. рублей, дескать, не мог найти "водителя на трактор" в России. Озвученная сумма оказалась на 30% ниже, чем предлагались машинистам бульдозера 10 лет назад.
Слово за слово. Выяснилось, что "водитель трактора" нужен, чтобы посидеть в нем 10 часов в неделю.
Очень странное использование ресурсов, учитывая, что трактор - это базовая машина, которая сама по себе роли в технологическом процессе не играет.
Прицеп добавишь - будет тягач для перевозки грузов. Отвал навесишь - будет бульдозер. Ковш или цепь - экскаватор. И так далее...

Так и выяснилась отличительная черта современных маленьких, но эффективных менеджеров: ищут "водителя трактора", а потом: приходится бедняге "водителю" копать траншею - случайно коммуникации чужие вскроет, поедет грунт перемещать - кусок асфальта снимет... Экономия зато на первом месте.

Следующий кадр отлично показывает работу дефективных эффективных менеджеров:


На фото двое дорожных рабочих совковыми лопатами грузят грязь от бордюра в ковш погрузчика. Механовооруженность процесса - ноль. Энерговооруженность - ноль. Ибо погрузчик здесь выступает вспомогательной машиной, а основа - ручной труд. Но экономические показатели, наверное, показывают эффективность такой работы. Скорость никто в расчет не берет.

А меж тем 75 лет назад в Москве уже подобные операции не выполнялись без участия дорожных машин:


Выводы делайте сами. Меня же вышеописанная ситуация подвергает в уныние. Уж не до новых разработок, не пришлось бы еще через пяток лет заново экскаватор изобретать.

2 комментария:

  1. Ту экзотическую машину с иллюстраций не раз видела в Сургуте. А в Тюмени разве их нет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ни разу не видел. Это по сути прицепной или самоходный грейдер с транспортером.

      Удалить