Одно из самых ранних воспоминаний - это поезд.
Ярко освещенный вагон с деревянными лавочками движется сквозь темный лес. Иногда ветки деревьев задевают стекла. За окном кромешная тьма - смотреть в него бесполезно.
Даже не помню с кем из взрослых я ехал. Сидячих мест почти нет. Вагон болтает из стороны в сторону. Хохот и безудержный гомон вокруг.
Нам надо на Четвертый разъезд (поселок Лебедевка). Основная масса же следует до Верхне-Каменского карьера на вахту или в Сосновку (поселок Новый Тап) на лесозаготовки.
При приближении к Разъезду 4 выдергивают стоп-кран. Это ожидаемо: остановка поезда расположена за рекой у леспромхоза, а заселенная часть расположена ближе...
Многое связано с ведомственной веткой Заводоуковск - Новый Тап.
Весной и осенью, когда дороги в сторону цивилизации становились непроходимы, железная дорога была единственным средством связи с миром.
В поселковую больницу за справкой в школу путь тоже лежал частично по железнодорожной насыпи.
И каждый вечер в 16-10 в сторону города шел длинный состав с песком и лесом.
Общая протяженность Таповской железной дороги - чуть больше 100 км. Ее начали строить еще до войны силами спецпереселенцев. Продолжали интернированные. На окраине кладбища были "немецкое" и "литовское" захоронения.
И вот наступили 90-е... Леспромхоз умер, остались только остовы техники вдоль заброшенных корпусов да мостовые перегружатели над тупиком. Песчанный карьер тоже очень быстро прекратил свое существование: остались искусственные озера, на которые жители ездили купаться, и земснаряд с понтонами, с которых было удобно рыбачить.
Сейчас лес возят по асфальтированной дороге, которая в результате интенсивной эксплуатации представляет собой лоскутное одеяло из заплат.
Все попытки реанимировать добычу песка упирались в плохое качество полотна железной дороги, не эксплуатировавшейся десятилетие.
И вот в 2007 году на совещании Губернатора в Заводоуковском районе постановили "Таповскую ветку восстановить!"
С тех пор рельсы исчезли, шпалы местами тоже пропали. О том, что дорога была, напоминают только насыпи через многочисленные речушки.
Тогда в 2007-м восстановление ж/дороги оценивалось в несколько сотен миллионов. Во сколько оно оценивается сейчас, после демонтажа пути, остается загадкой.
Сайт о дороге: http://sbchf.narod.ru/28/zavodoukovsk.html
Это лишь попытка упорядочить журнал и внести разнообразие в темы политики и городских проектов, превалирующие здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий