пятница, 9 мая 2014 г.

К Дню Победы

В начальных классах школы к Дню Победы всегда проводились уроки патриотизма. Каждый желающий ученик мог рассказать о своих дедах и прадедах, воевавших в 1941-45 гг. Я хорошо помню эти уроки, на которых почти всегда молчал.

У меня не было возможности узнать у деда по линии мамы его воспоминания о войне. Он умер, когда мне не было еще четырех. Деда по линии отца не помню совсем...

На старом шифоньере, где хранились разные документы, лежал позабытый военный билет, выданный правда в 70-х. Канцелярский строчки "служил на ... Белорусском фронте", "был в плену", "освобожден войсками союзников"; сведения о наградах и т.д. Куда пропал потом этот документ и что детально в нем было написано, не помню.

Сложность была еще и в том, что семья мамы переехала в начале 60-х из Белоруссии. А у Лукашенко архивы военных лет засекречены еще больше, чем у Путина. Из рассказов родственников было известно, что два побега из плена закончились для деда сменой концлагеря - в одном случае его с товарищем выдал проезжавший мимо поезда польский крестьянин, товарища расстреляли там же.

Лет пять назад обнаружил сайт с немецкими архивами, где можно запросить данные о любом военнопленном. Немцы, оказалось, очень скурпулезно вели архивы.
Не прошло и пары месяцев, как администраторы ресурса прислали карточку военнопленного. Осталось только ее расшифровать.


Воевавший с первого дня дед Захар, попал в котел 25-26 мая 1942 в районе Бунаково-Лозовенька-Ивановка под Харьковом.
Имеются полевые карты тех времен. Тогда советская армия понесла значительные потери. Из 22 тысяч солдат, брошенных в прорыв из окружения вышли не более 5 тысяч. И это только в группе, составляющей ударный кулак прорыва.


При оформлении в плен, можно сказать повезло, потому что большинство других пленных с фамилией Пархимович были оформлены как "евреи", а деда и еще пяток человек - как "белорусы". Далее прослеживается такая цепочка:
Шталаг IV B -> Шталаг IV G -> Geflohen (побег) -> Шталаг IV F -> Geflohen (побег) -> передан Гестапо ->  Шталаг VIII A -> лагерь освобожден союзниками.
Чтоб прочувствовать ее, надо изучить дополнительные материалы (немцы обещали прислать).

Затем было пребывание в пункте временного размещения и агитация эмиграции в Штаты (в последнем концлагере было много военнослужащих британских и американских войск, что позволило выучить язык). Но дед вернулся в СССР и провел еще некоторое время в лагере для бывших военнопленных.

Когда-нибудь советские архивы будут открыты, если они сохранились, и это позволит написать больше о деде по линии мамы. О деде по линии отца тоже сведений чрезвычайно мало... Сложно.

С Днем Победы!

1 комментарий: